UNBELIEVABLE.SU
Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Религия/Вера

Искусство

Медицина

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина


Реклама:
Поделиться с друзьями:

Кругосвет на воздушном шаре

Кругосвет на воздушном шареМы рассказали об удивительном проекте "Ветры Земли" - кругосветном перелете на неуправляемом аэростате, разработанном в США пилотом воздушного корабля Нейманом. Внешне это кажется неосуществимым - вокруг планеты, без двигателя, без управления?.. Возможно ли такое? Да, возможно, если использовать разнонаправленное движение ветров, существующее в верхних слоях земной атмосферы на разных высотах. Оказывается, можно так подобрать уровни полета, что воздушная карусель струйных течений замкнется на нескольких этажах и неуправляемый шар облетит вокруг «шарика». На это и рассчитывают аэронавты-кругосветчики.
Мы обратились к участнику перелета вокруг Земли, космонавту Владимиру Джанибекову с просьбой рассказать о необычайном полете. Он ответил на вопросы нашего корреспондента перед своим отлетом в Америку (1993 год).

— Владимир Александрович, совершая кругосветный перелет на аэростате, вы бросаете своеобразный вызов ветрам планеты: несите нас вокруг «шарика»! Какова конечная цель этой экспедиции?
— Во-первых, чисто спортивная. Впервые в мире мы доказываем возможность такого перелета. Он, начинаясь в Америке в городе Акрон, проходит не по экватору, а приблизительно по 46 параллели. Это на уровне Мадрида, Рима, Тбилиси, Владивостока, Токио — полет вокруг самой жизненасыщенной части планеты.
Во-вторых, мы вносим новые знания в метеорологию, изучая не только наличие воздушных струйных потоков на разных уровнях, но и их скорости, направления и т. п.
В-третьих, на аэростате, в частности, по моей инициативе установлены наши научные приборы по исследованию состава атмосферы, влияния на нее авиации, турбулентных движений в атмосфере, интенсивности озонового слоя, радиационного загрязнения и др. Сегодня эти исследования крайне актуальны.
Таким образом, все это, вместе взятое, делает наш перелет весьма эффективным, осмысленным. Он далек от авантюры — это новый шаг исследований.
— Беседуя с нами, вы часто упоминаете слово «мы». Вряд ли нашим читателям необходимо пересказывать вашу биографию — ее знают все. 50-летний космонавт, дважды Герой, пять полетов в космос, в том числе несколько раз с иностранными спутниками, жена Лиля, две дочери — Инна и Оля. В свободное время увлекается живописью...
— В нашем полете участвует три человека. Лидер нашего проекта и первый пилот - Ларри Ньюмен. Ему 44 года, он профессиональный летчик — летает на самолетах, вертолетах, воздушных шарах. В 1978 году впервые в мире пересек Атлантику на специальном баллоне «Дабл Игл II», а в 1980 году перелетел на шаре через Тихий океан. Ларри женат на очаровательной Лине, которая помогает ему в организации перелета.
Второй мой спутник — 46-летний Дон Мозес, увы, разведен. Раньше он жил на Гавайях, занимался конструированием и строительством катеров, а также организацией туристического бизнеса и коммерцией. Сейчас перебрался в Соединенные Штаты, живет в семье Ньюменов, работая над осуществлением проекта и конструированием необходимых приборов.
В период подготовки к полету я встречался и работал с моими спутниками в Америке, мы также виделись с Ларри и его женой в Москве. Отличные ребята, настоящие товарищи в работе и на отдыхе. Веселые, общительные, обуреваемые общими стремлениями. Хороший коллектив...
Ангар Ветра Земли
Гигантский ангар в Акроне (штат Огайо) дает представление о масштабе аэростата «Ветры Земли». В ангаре - нижний балластный шар. На переднем плане трактор раскладывает оболочку гелиевого баллона.

— Сейчас во всем мире наблюдается «второе рождение» воздухоплавания. Монгольфьеры с применением новых материалов и совершенных газовых горелок буквально заполонили пространство. А в чем особенность вашего аэростата «Ветры Земли»?
— Наш кругосветный воздушный корабль имеет много нововведений, некоторые вообще применяются впервые. Прежде всего мы используем в качестве балласта не мешки с песком, как было когда-то, а окружающий нас воздух — ведь он тоже имеет, пусть небольшой, но вес.
Для этого под гондолой нашего шара, заполняемого гелием, подвешен другой шар почти того же размера. Накачивая с помощью компрессора в этот гибкий резервуар воздух из окружающей атмосферы, мы увеличиваем балласт — шар будет опускаться.
Открывая клапан, мы выпускаем воздух, тем самым уменьшаем балласт, поднимаемся вверх. Такая система используется впервые в мире. Однако эта конструкция требует значительного пространства. Внешне напоминая гигантские песочные часы, верхний аэростат с балластным шаром внизу будет равен по высоте 37-этажному дому. Как видите, маневренность летательного аппарата требует значительных жертв. Нужно устанавливать компрессор с бензиновым двигателем, иметь запас горючего.
Необходим также значительный запас жидкого гелия для постоянной подпитки несущего баллона объемом около одного миллиона кубических футов. Надо учитывать естественную утечку газа через оболочку шара, значительные температурные изменения в связи с высотой полета, а также возможность оледенения баллона в зависимости от влажности в разных слоях атмосферы.
Особый характер приобретает дневной и ночной полеты. Днем солнце нагревает баллон и газ в нем расширяется. В результате баллон округляется, а ночью, наоборот, оседает. То же происходит с изменением высоты полета в пределах от 0 до 12—15 тыс. м. Известно, с высотой давление атмосферы уменьшается.
Как видите, изменяемых параметров столько, что решать проблему управления полетом можно только с применением электроники. Компьютер должен согласовывать состояние воздушного балласта и подъемной силы гелиевого баллона.
— Скажите, а как же обустроено в этих условиях продолжительное местопребывание воздухоплавателей?
— Здесь тоже много нового, современного. Члены экипажа будут находиться в герметической кабине, которую я бы назвал «капсулой». Она выполнена из сверхпрочных материалов с применением углепластиков, имеет входной люк и смотровые окна. В конструкции используется новый сверхпрочный материал «Спектр». Он выдерживает избыточное давление до 10 атмосфер.
Кабина изготовлялась очень своеобразно. На ось насаживалась легкая, съемная форма необходимого объема. Вращая эту форму, на нее наматывали ленту «Спектра» с прослойкой пенопласта. Слои склеивались эпоксидной смолой. Капсула оказалась исключительно прочной, чрезвычайно легкой, звуко- и теплонепроницаемой.
Непроницаемая капсула полностью изолирует экипаж от окружающей среды. В капсуле автоматически поддерживается нормальное давление, состав воздуха и температура. Почти как в космической станции созданы запасы кислорода, воды, пищи.
Здесь находятся рабочие и спальные места. Небольшая электростанция, работающая от бензинового двигателя, дает свет и тепло в капсуле, от нее работает вся электронная система управления, аппаратура связи, факс.
Вне герметической капсулы, снаружи, закреплены баллон Дюара с жидким гелием, резервуар с кислородом и баллоны с горючим для двигателей.
Поскольку кругосветный полет может продолжаться две-три недели, в капсуле созданы все условия для многодневного проживания аэронавтов. При аварийной необходимости капсула может почти мгновенно отсоединяться как от баллона, так и от балластного шара. Все мы, аэронавты, будем работать в капсуле в обычной одежде. Естественно, здесь же будет находиться запас полярных костюмов — ведь мы будем пролетать над Сибирью, возможно, и в районе Северного полюса.
Не дай Бог, воспользоваться зимней одеждой — ведь мы не предполагаем приземляться в пути. Рассчитываем приземлиться только после полного оборота, в районе старта в Акроне.
Схема кабины аэростата Ветры Земли
Капсула "Ветров Земли". Против часовой стрелки: иллюминатор, контейнер с кислородом, баллон для жидкого гелия, силовая установка (компрессор, электростанция), входной люк.
Внутри капсулы: иллюминатор, пост управления жизнеобеспечивающим устройством, контроль гелия, пункт связи, навигационная аппаратура, видеооборудование, антенна спутниковой связи.


— Каков же окончательный маршрут полета и как осуществляется связь «Ветров Земли» с окружающим миром?
— Мы в погоне за ветрами — они определяют наш окончательный путь. Конечно, мы имеем предварительный график метеорологических прогнозов по 46-й параллели. Это приблизительно 35 тысяч километров на средней высоте около 12 000 метров.
Есть на этом пути три, возможно, штормовые зоны. Это зимние штормы в районе северной Атлантики, район тайфунов в западной части Тихого океана и зимние штормы в районе южнее Аляски. Но каков будет прогноз на время полета — неизвестно.
Скажу лишь одно — наиболее спокойное время без сюрпризов — это поздняя осень и начало зимы.
Что же касается нашей связи в полете, она достаточно широка и надежна. Там, где это возможно, будет специальный самолет сопровождения на нескольких отрезках пути, над разными континентами. С самолета будут передаваться все сведения, интересные для телевидения. Связь — через искусственный спутник с наземной станцией, а оттуда по телекабелю - с контрольным центром НАСА или с любым другим абонентом.
Открытая связь по радио на коротких и микрокоротких волнах с кораблями и станциями слежения. Связь по факсу вплоть до передачи отпечатков ежедневной газеты. Телевизионная программа. И, наконец, даже возможная связь с нашей космической станцией «Мир».
Когда моего друга Ларри спросили дотошные корреспонденты, что бы он передал своей супруге Лине Ньюмен, он ответил: «Мое обращение будет персональным и эмоциональным. Я бы сказал: «Я люблю тебя и все сделаю, чтобы ты была счастлива».
Думаю, я бы передал моей Лиле те же короткие слова.
Карта предпологаемого кругосветного перелета
Карта предпологаемого кругосветного перелета

— Скажите, вы первым предпринимаете беспосадочный кругосветный перелет или были предшественники?
— Конечно, были, но все попытки заканчивались неудачей. Английский баллонист Юлиан Нотт, за которым в его 47 лет десятки рекордов по воздушным шарам, совместно с пилотом Марком Охлау предполагали совершить полет вокруг планеты на гелиевом шаре с подогревом газа. Они даже собрали деньги на эту экспедицию. Но она так и не состоялась.
В марте 1988 года американцы Джон Петрен и Товланд Смит предполагали совершить такой перелет из Аргентины в высотных субтропических струях. Был построен аэростат «Пилигрим II», состоявший из трех баллонов — два с гелием и один с горелкой для подогрева воздуха. Но, увы, один из баллонов с гелием во время испытаний на стартовой площадке в Мендоза был утрачен. На этом перелет и закончился.
Джон Петрен, будучи богатым предпринимателем, не отказался от своей идеи и запланировал новый перелет, к которому стал активно готовиться. Однако он скончался в 1990 году. Его напарник Смит не мог продолжать начатое дело.
С 1981 года американцы Макс Андерсон, мой друг Ларри Нейман и Дон Ида начали разработку кругосветного перелета. Однако в 1983 году в результате катастрофы в Германии оба партнера Ларри разбились. С тех пор Нейман разрабатывал проект самостоятельно. Сейчас экспедиция на грани воплощения, привлекая к себе всеобщее внимание.
— А кто поддерживает вашу экспедицию?
— В Америке НАСА — Национальная Администрация Космонавтики и Аэронавтики, а также НАОА - Национальная Администрация по Океанам и Атмосфере. В нашей стране ЦУП — Центральное Управление Космических полетов.
Спонсорами экспедиции являются многочисленные зарубежные фирмы и компании. Среди них ведущее место занимает знаменитый владелец отелей во всем мире Хилтон. Не зря его имя стоит первым на борту нашей капсулы наряду с «Канон», «Атлантик Айрвайс», «Вирженн», «Сектор».
Господин Хилтон
Главный спонсор кругосветного перелета господин Хилтон в капсуле "Ветров Земли"


Поделиться с друзьями:
загрузка...


Комментарии:
дашинамама
журнал "Чудеса и приключения", №3 за 1993 год, страницы 6 - 11.

15:01:12 13:11:32

Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:
Имя или e-mail


Последние статьи:

Реклама:
Контакты администрации сайта :