UNBELIEVABLE.SU
Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Религия/Вера

Искусство

Медицина

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина


Реклама:
Поделиться с друзьями:

Русские исследователи Океании

Русские исследователи ОкеанииКто бы мог подумать, что в бесконечном пространстве на островах Тихого океана проживает сегодня русский человек, своеобразный продолжатель светлой миссии Николая Николаевича Миклухо-Маклая. А ведь есть такой — его зовут Николай Николаевич Мишутушкин (одна фамилия чего стоит).
Какими ветрами мировых событий забросило в Тихий океан этого милого красивого русского, который и родился-то не в России, а во Франции, который сохранил в безукоризненной чистоте наш русский язык.

Но поначалу несколько слов об Океании. Для большинства людей слово «Океания» связано с представлением о чем-то очень далеком, овеянном дымкой дальних странствий и беззаботной жизнью на благодатных «райских островах». С географической точки зрения, Океания — это группа архипелагов юго-западной части Тихого океана.
Острова Тихого океана от Гавайев на севере до Новой Зеландии на юге и от Новой Гвинеи на западе до острова Пасхи на востоке образуют пятую часть света — Океанию. По историко-культурным признакам Океания делится на Меланезию («черные острова»), Микронезию («мелкие острова») и Полинезию («многочисленные острова»). Этот далекий островной мир европейцы узнали после кругосветного плавания в начале XVI века Фернана Магеллана. Последующие экспедиции открыли сложный мир, неоднородный по языковому, антропологическому и этническому составу, мир необычно самобытной и интересной культуры.
Первым европейцем, приехавшим в Океанию специально для проведения антропологических и этнографических исследований, был выдающийся русский ученый Н. Н. Миклухо-Маклай. Меланезия, населенная темнокожими народами папуасо-меланезийской группы, стала главным объектом его исследований. Этнографические коллекции из Меланезии, собранные им, стали великолепной основой Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого в Санкт-Петербурге.
Сегодня предоставилась возможность более, чем через сто лет после Н. Н. Миклухо-Маклая, прикоснуться к этому далекому и удивительному миру благодаря деятельности русского происхождения художника Н. Н. Мишутушкина и его полинезийского коллеги А. Пилиоки, собравших уникальную коллекцию предметов быта, культуры и искусства коренных жителей Океании. Именно здесь удивительно сложилась судьба двух так непохожих людей. Художник Николай Николаевич Мишутушкин родился в русской семье во Франции.
Отец Николая Николаевича, полковник русской армии Николай Иванович Мишутушкин, попал во Францию в Бельфор после гражданской войны, но воспитывал сына в типично русском духе. После нескольких лет путешествий он в 1957 году попал в Океанию, и с тех пор его жизнь связана с необычайно самобытным миром островов Тихого океана, с изучением и пропагандой искусства и культуры этого региона.
Как вспоминает Николай Николаевич, с молодости у него была неудержимая тяга к путешествиям, а началось все...
Как русский художник попал в Океанию?
Все началось с географической карты, висевшей в его комнате. Очертания и разноцветье этой карты мира манили и притягивали. Многие вечера он проводил, мысленно путешествуя по карте, часто останавливая свой взгляд на мельчайших точечках-островах на фоне синего цвета океана. Но это было по вечерам, а днем надо было думать о своем будущем, определяться в жизни. Получалось это не гладко и не было точной цели, к которой надо было устремить все свои помыслы и усилия.
После обучения в Богословском институте слушал лекции по дипломатии в международном институте, учился в художественной студии «Гран Шамьер» («Большая хижина»). В конце концов, по настоянию родителей, переживавших из-за его столь многоплановых интересов, окончил Высшую экономическую школу. Н. Н. рассказывает: «Но я не знал, чего же я хочу, чем хочу заняться в жизни. Я опять оказался в полной неопределенности. После окончания этой Высшей экономической школы я как-то вечером опять зашел в свою комнату с картой, опять посмотрел на нее и вдруг почувствовал непреодолимое желание поехать путешествовать. Я понял, что должен ехать именно на Восток, увидеть культуру и искусство далеких стран.
Я разработал план и в 1953 году поехал по странам Ближнего и Среднего Востока: Индии, Непалу, Бирме, Шри Ланке, Кампучии, Вьетнаму. Увлечься было очень легко: моя повседневная жизнь была постоянно связана с восприятием прекрасного, с искусством — это было художественное паломничество, и естественно, что путешествие мое несколько затянулось: я прожил на Востоке около 5 лет, организуя выставки своих художественных работ в Индии, Непале. Все эти годы я был в полном смысле погружен в атмосферу искусства: посещал музеи, встречался с людьми, интересующимися прикладным искусством и искусством вообще.
Карта Океании
Карта Океании

В 1957 году я приехал в район островов Тихого океана. Я уже был подготовлен к восприятию традиционного народного искусства. Посещение многих исторических мест, осмотр памятников культуры, жизнь среди простых людей, повседневные наблюдения дали возможность увидеть преемственность культурных традиций в жизни современных народов Востока. Во всех странах, в которых я побывал, местное население продолжает создавать замечательные предметы, используя в творчески переработанном виде традиционные мотивы и формы для их создания, и главное — употребляет эти созданные их руками изделия в повседневной жизни.
Но, когда я оказался на островах Тихого океана, первое ощущение было, будто я очутился в вакууме. Все вокруг говорили мне, что торговцы, миссионеры, чиновники вывезли или уничтожили все наиболее интересные образцы народного искусства и в области материальной культуры больше ничего представляющего интерес мне увидеть не удастся — все умерло, среди якобы местного населения нет никакого интереса к традиционному искусству прошлого, бурно идет процесс вестернизации, происходит переориентация ценностей по западному, американизированному образцу. Но я решил убедиться во всем лично и начал путешествовать по островам, делая зарисовки, создавая новые картины и устраивая выставки. Получилось так, что путешествия по внутренним островам помогли мне найти предметы искусства — один, второй, третий. Вдруг я открыл для себя искусство островитян и почувствовал, что увлекаюсь им все больше и больше. Я был потрясен: во-первых, я не ожидал увидеть всего этого, а во-вторых, это были не просто ординарные предметы народного быта, а подлинные произведения искусства. Каждый предмет был неповторим и уникален. Ими пользовались в повседневной жизни». Интересно то, что Н. Н. Мишутушкин в то время не знал о своем тезке Н. Н. Миклухо-Маклае. Но так случилось, что на многих островах их пути пересекались: на Таити, на о. Ротума, на Новой Каледонии, на Новых Гебридах. Н. Н. Мишутушкин даже жил у потомков тех людей, в хижинах которых жил в свое время Н. Н. Миклухо-Маклай. Зарисовки своего предшественника Н. Н. Мишутушкин увидел много позже и издал вместе со своими рисунками. Окончательно поселившись на о. Вануату, Николай Николаевич стал гражданином этой крохотной страны. Его приглашали на консультации при разработке государственного флага и герба республики Вануату (до 1980 года Новые Гебриды). При его участии создавалась планировка парка около Дома конституции — главного правительственного здания. Именно здесь удивительно сложилась судьба и дружба двух таких непохожих людей Мишутушкина и Пилиоко.
Н. Н. Мишутушкин
Н. Н. Мишутушкин в наряде собственного изготовления

Алоис Пилиоко родился на острове Уоллис — в западной части Тихого океана. Он работал грузчиком в доках Нумеа, столицы Новой Каледонии. Здесь его и увидел Николай Николаевич. Художник-абориген рисовал, укрывшись за корзиной, в которой поднимают грузы на корабль. Зарисовки были выполнены непрофессионально, но очень талантливо. С тех пор, с 1957 года, Алоис — неизменный спутник Н. Н. Мишутушкина по искусству и жизненному пути.
А. Пилиоко обычно делает рисунок и постепенно вышивает его на натянутом полотне иголкой и шерстяной нитью, которую он сам выбирает. Если бы он мог окрасить нитки, он, вероятно, окрасил бы в те же самые краски. Путешествуя по Австралии, Новой Зеландии, Франции, он приобретает краски на фабриках красителей. Больше 13 или 15 полотен он не делает в год, ему некуда спешить. На одну такую работу уходит примерно месяц. Путешественники, коллекционеры заезжают, смотрят на его работы, но они ему ничего определенного не заказывают. Покупают готовое, почти все, каждая из его работ продается. Лишь некоторые работы он смог сохранить для выставок. У него своя студия, свой дом, в котором он работает, творит. Он глубоко вдохновляется спокойной тихоокеанской жизнью. Он встает в 6 утра. Начинается церемония кофе. Затем кормление зверей — у Алоиса две собаки, две кошки. Позже он собирает цветы с деревьев, которые сам посадил. Потом садится за работу, и вот так день проходит. Примерно 10 или 11 часов проводит он за работой. Потом приходят люди, посетители, смотрят, но он все же будет продолжать работу, разговаривать. Ему всегда нужна музыка.
У Алоиса нет никакого специального образования. Его отец был строителем и украшателем хижин. И, конечно, это наследство было очень важным для него. Вы всегда чувствуете — в работах Алоиса есть какое-то равновесие. Это никакая школа не могла дать.
А. Пилиоко в собственной мастерской
А. Пилиоко в собственной мастерской

— И к счастью, — рассказывает Н. Н. Мишутушкин, — я его ничему не научил, потому что это дает ему замечательную возможность чувствовать себя всегда свободным. А то бы он смотрел на меня: что я должен делать и «правильно ли я делаю». Так что у нас все независимо — свое видение. Свой подход к вещам.
Последнее увлечение художников и собирателей — создание моделей одежды, которую они называют подвижными (движущимися) прозведениями искусства. Около 150 000 человек приобрели туалеты, созданные Мишутушкиным.
Спрос на изделия, навеянные мотивами Вануату, растет. Действительно, мало кто из посетителей столицы республики Вануату, Порт Вила, уезжает без расписанного Мишутушкиным одеяния. Художники стали законодателями мод Тихого океана.
Портрет работы А. Пилиоко
Портрет работы А. Пилиоко

Правительства Австралии и Японии выбрали расписанные от руки оригиналы одежды, созданные русским художником, в качестве лучшей продукции, произведенной в Океании в 1990-х годах.
Углубленное знание астрологии помогает Мишутушкину создавать для каждого клиента одеяние в соответствии с его знаками зодиака, сочетая их с цветовой гаммой тропического Тихого океана и неба. По мнению Николая Николаевича, люди, надевшие подобную одежду, приобретают новый заряд энергии, самоуверенности и чрезвычайное чувство раскрепощенности.
Женское платье Мишутушкина
Женское платье - авторская работа Мишутушкина

В центре города Порт Вила расположены два магазина-бутик «Дом Пилиоко» и «Дом Мишутушкина». Здесь продаются и выставляются удивительные одежды и росписи по ткани, яркие и экзотические картины с экзотическими фигурами. Широко распахнутые в мир, удивленные глаза их незабываемы.
Многие вообще знают о республике Вануату лишь потому, что здесь живут два замечательных художника, создавшие в местечке Эснаар на берегу лагуны национальный Центр искусств народов Океании
Автор - Александр КУЛЕШОВ

Поделиться с друзьями:
загрузка...


Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:
Имя или e-mail


Последние статьи:

Реклама:
Контакты администрации сайта :