UNBELIEVABLE.SU
Приведения/полтергейст

Войны

Загадочные и интересные места/открытия

Загадки прошлого

Сокровища и пираты

Загадки животного мира

Личности/народы

Катастрофы

Праздники и обычаи

Религия/Вера

Искусство

Медицина

Высокие технологии

НЛО/пришельцы

Загадки космоса

Истина


Реклама:
Поделиться с друзьями:

Альбер Робида.

Альбер Робида.У этого художника, писателя и фантаста была удивительная судьба. Он прожил как бы несколько жизней, ибо обладал многими замечательными талантами, сумел заглянуть в будущее и... высмеять его. Его гениальные предвидения и рисунки поражают нас и сегодня, и о нем сейчас сказали бы, что Альбер Робида был наделен, несомненно, способностями экстрасенса. Эксплуатируя свою колоссальную работоспособность и обширные знания, он написал 54 книги, снабдив их 55 тысячами первоклассных иллюстраций.
Альбер Робида родился 14 мая 1848 года в Компьене на юге Франции. Рисовать он начал очень рано. Уже в начальной школе в шаржах, которые он делал молниеносно, он изображал своих близких, учителей, одноклассников, сцены из школьной жизни. Причем почти всегда по памяти. Однажды к нему подошел директор школы и попросил показать ему рисунки. Внимательно просмотрев их, директор сказал, что не будет возражать, если Альбер нарисует шарж и на него: «Когда вы будете знаменитым, я буду показывать рисунок своим друзьям и домочадцам и вспоминать вас... А пока хочу задобрить вас вот этими красками...»
В 1866 году восемнадцати лет Альбер дебютировал в качестве карикатуриста в юмористическом издании «Занимательная жизнь», а в 23 года стал членом редколлегии роскошного журнала «Парижская жизнь». Одновременно он сотрудничал с венским сатирическим журналом «Блоха» и парижским «Филипоном», где работали знаменитые Оноре Домье и Гюстав Доре.
Парижские журналы непрерывно посылали Робида в самые отдаленные уголки Франции, получая от него путевые зарисовки, карикатуры и юмористические описания приключений. С большим зонтом для защиты от жарких солнечных лучей или дождя, с небольшим этюдником и походным солдатским ранцем он прошел пешком почти всю Францию, запечатлев в рисунках Нормандию, Бретань, Прованс. Попутно Робида собирал исторические сведения, предания, народные песни, шутки и рисовал, рисовал без устали. Однажды он зарисовывал группу рабочих, занятых на строительстве железной дороги. Примостившись на шпалах, они собрались перекусить, и один из них, разливая вино, указав на стоявший поодаль локомотив с длинной дымящей трубой, сказал:
— Раньше локомотивом (двигателем) для ног было вино, а теперь будет пар!
Рисунок А. Робида - Велокавалерия
Велокавалерия. Вперед, в атаку!

Это замечание рабочего показалось Робида не лишенным смысла, и скоро он сделал символический рисунок: огромный рыцарь с длинным копьем и в прочных доспехах на сильном и красивом коне невольно пятится перед надвигающимся на него паровозом — символом эпохи пара!
В 1883 году в Париже вышла очередная книга Робида «Двадцатое столетие», а спустя еще несколько лет «Электрическая жизнь». Вскоре обе они были переведены на русский язык. Пожалуй, для россиян в книгах Робида было много притягательного и поучительного. Автор не только заглянул в XX век и описал «технические чудеса грядущего столетия», но и с великой грустью поведал о том, что мы еще пожалеем о многом, оставшемся в прошлом. Эту мысль он талантливо проиллюстрировал на первой же странице романа «Электрическая жизнь»: седой человеческий Гений, приладив земной шар к трехколесному велосипеду в качестве переднего колеса, ниспровергнув Веру, Надежду, Любовь, крутит вовсю педали и безостановочно мчится в пространстве-времени по огромной спирали. Под рисунком красноречивая подпись: «Вперед, без оглядки!»
Рисунок Альбера Робида
Чем не промышленный пейзаж конца XX века?

Перелистывая эту книгу сегодня, невольно удивляешься поразительным по своей точности техническим предвидениям, угадыванию нравственных потерь, провидческому описанию грядущих исторических событий XX века. Он оказался прав в наброске и общего контура эпохи, и ее трагических деталей.
Альбер Робида предвидел «страшную катастрофу» — электрическую бурю, описание которой рождает в памяти чернобыльскую аварию. Предсказал многие успехи в области технических изобретений и межпланетных полетов. Его мысль угадала будущую роль электроэнергии, достижения в развитии промышленности, всесилие телефона и телеграфа, радио и телевидения... Даже рождение оружия неожиданной смертоносной силы... «Окончательное подчинение себе электричества, этого таинственного двигателя миров, дозволило человеку изменить казавшееся неизменным, преобразовать порядок вещей, существовавший с незапамятных времен, усовершенствовать созданное и переделать то, что, по-видимому должно было остаться для людей навсегда недосягаемым», — пишет великий предсказатель. Но удивительнее всего даже не его предсказание небывалого научно-технического прогресса. Поразительна его мысль, что человек во всех этих фантастических перипетиях расцвета науки и техники фактически останется, в сущности, тем же человеком с извечными проблемами поисков счастья, жаждой любви, душевного тепла, общения... Оставшись со своими вечными проблемами, люди, упоенные возможностями небывалого научно-технического прогресса, забыли о своей сути и были жестоко наказаны одиночеством и болезнями, душевным опустошением...
На фоне глобального научно-технического прогресса старомодная история любви инженера Жоржа Лорриса и Эстеллы Лакомо выглядит наивно и трогательно. Завершается она после множества авантюрных приключений свадебным путешествием в южной Франции «по способу предков с малой скоростью в дилижансе... нашим героям наконец-то удалось вдохнуть в себя чистый воздух, не загрязненный дымом заводов и фабрик... дать полный отдых своему мозгу и нервам, почувствовать счастье возрождения и радости жизни!». Подобное сюжетное завершение романа очень обнадеживает: может, и нас в конце концов, «по щучьему веленью, по моему хотенью», ждет то же самое?
Рисунок Робида - Зачатие в пробирке
И тогда говорили о зачатии в пробирке.

Роман был великолепно проиллюстрирован: громадные воздушные корабли рассекали небо, «винтовые самолеты упражнялись в воздушных состязаниях, в фантастических кабриолетах комфортно чувствовали себя отважные пассажиры...». Изображения, напоминающие наш метрополитен, изображения телефона, фонографа, артиллерийских орудий, торпед, подводных броненосцев волновали ум и сердце читателя. Остается только удивляться, как ум человека одного столетия мог предвидеть технические прорывы века грядущего.
Восхищенный рисунками Робида воздухоплаватель Сантос-Дюмон сделал собственные чертежи и построил несколько «воздушных кабриолетов-дирижаблей», на которых причаливал прямо к балконам парижан, откуда-то с небес появляясь на балах и приемах для того, чтобы сказать краткую речь о техническом прогрессе, и, эффектно освещаемый вспышками магния газетных репортеров, заканчивал свой визит, удаляясь в... окно!
Воздушный кабриолет над Парижем. А. Робида
Воздушный кабриолет над Парижем.

Любопытно, что Альбер Робида догадывался и о судьбе больших городов, в том числе и Парижа. Он был убежден, что в 1955 году Париж окажется сплошь опутан сетью электропроводов. В небе над городом будут летать воздушные яхты и кабриолеты, с легкостью причаливающие к «дебаркадерам» на крышах домов (для удобства воздушных пассажиров нумерация домов располагается сверху). Под землей и над землей будут проложены гигантские «трубы метрополитена и электропневмопоездов, что позволит людям пересекать Францию из конца в конец в короткое время». Парижане будут жить «в домах из стекла и искусственного гранита» с использованием «огнеупорных пластмасс и трубчатого алюминия». Дома высотой 10-12 метров будут отливаться строителями с фундамента прямо на месте. В каждом доме непременным атрибутом станет «телефоноскоп» (телевизор и видеотелефон с выносом изображения на экран), что позволит жителям слушать «телегазету» с новостями, деловую рекламу, лекции или музыку. «Телефоноскоп» даст возможность навещать родных и бывать в гостях, не выходя из дома. Кухни в домах не понадобятся, так как французы смогут заказывать готовые обеды по «телефоноскопу» либо питаться концентратами в виде пилюль или искусственной пищей.
Телефоноскоп Альбера Робида
Чем не лекция по телевидению.

Химия найдет широчайшее применение в народном хозяйстве и прежде всего в деле восстановления плодородия почв. Семена будут подвергаться электрообработке для стимуляции их всхожести. Под водной поверхностью морей и океанов будут рыскать «труднодоступные подводные миноноски разных стран». Человечество приступит к заселению огромного континента Атлантиды...
Но будет ли хорошо человеку в этом безбрежном мире техники?
Оказывается, нет.
У людей XX столетия будет много быстрее изнашиваться нервная система, и 45-летние французы по состоянию здоровья приблизятся к 70-летним. Но отчаиваться особо не станут, ибо на помощь придут различные средства омоложения стареющего организма. «Лихорадочно спешное существование среди загрязненных дымом чудовищных заводов и фабрик заставит человека бежать от всего, созданного им, в поисках тишины и глотка свежего воздуха, — пророчествует Робида. — Каким изумительным зрелищем для наших потомков станет живая лошадь...» Нервно переутомленных людей станут лечить покоем, лечебной музыкой, душевными песнями в специальных пансионатах. И они будут счастливы, что вырвались из дымных городов, где воздух полон миазмов, а вода почти непригодна для питья... Не правда ли, все до удивления узнаваемо, хотя откровение это было написано сто лет назад!
Кроме знаменитой «Электрической жизни», Альбер Робида написал и другие провидческие книги — «Война в XX веке», «Путешествия в страну колбасников» (сатира на германский милитаризм), «Часы минувших веков». Последний научно-фантастический роман, переведенный на русский язык, вышел в России в 1904 году. В нем описаны события, которые ожидают человечество из-за противостояния больших и малых государств, из-за стремления одних к обогащению за счет других. В грядущем XX веке возможность использовать сверхмощные технические изобретения, включая бомбу «величиной с горошину, способную разрушить город», приведет к «великому бедствию и великому ужасу», — вещал Робида в своем романе. Но человечество не самоуничтожится. Опомнившись от «великого ужаса», оно попытается вновь найти общий язык друг с другом, создаст «Великий совет предохранения от ошибок прошлого» и даже примет новое летосчисление, чтобы начать историю сначала. «Род человеческий, не погибший по крайней мере полностью, уцелел и наконец-то образумился. Человек вышел из великого бедствия и стал шествовать по бороздам, проведенным его предками», — обнадеживает будущие поколения Робида. Все вроде бы наладилось. Больше того, люди вдруг обнаружили, что время действительно потекло для них вспять, у них стала пропадать седина, все стали молодеть, откуда-то пришли бодрость, энергия и... люди вновь стали совершать глупости... Все возвращается на круги своя?
Но это в будущем, а пока...
Трубопроводы на картине Альбера Робида
Трубопроводы пронизали пространство на тысячи километров.

Удивительно, что, не угадав страны, Робида один к одному угадал события, которые мы пережили: коммунисты, которые овладеют властью, «грубо, не на совсем законных началах ниспровергнут старый порядок». При этом все руководство страной будет осуществляться из особого Центрального Комитета(!), а половина населения будет посажена в тюрьмы... (Остается загадкой, по какому наитию Робида угадал даже терминологию нашей революции. Ведь роман написан в 1899 году!)
Пророчества Робида, как, впрочем, и рисунки, забавляли читателей. Особенно их смешило фантастическое утверждение, что к концу XX столетия в Англии премьером будет... женщина!
К сожалению, с той поры роман не переиздавался, а жаль! Нынешний читатель непременно задумался бы над казавшимися когда-то смешными фантазиями, ставшими вдруг реальностями уже нашего времени. Роман Альбера Робида «Часы минувших эпох» заканчивается следующими словами:
— Позади каждой эпохи видна новая, позади каждого поколения уже слышны шаги последующего, которое вступит на сцену, когда пробьет его час на часах вечности.
Альбер Робида прожил долгую жизнь. Ему суждено было увидеть первую мировую войну и все ужасы человекоубийства, совершенные с помощью новейших технических средств. Увидел он и применение предвиденного им иприта, и города, изуродованные бомбами с дирижаблей, и осуществление наяву многих других своих безрадостных пророчеств. Единственное, чего он не предвидел, — это то, что два его сына погибнут в мясорубке той войны...
Робида работал без устали до последнего смертного часа. Умер он, окруженный почетом, в 1926 году. В Невилле ему поставлен скромный памятник. Мы вспоминаем его имя накануне семидесятилетия со дня смерти великого пророка. Но хорошо бы не просто вспомнить, а и поостеречься, пока не поздно...

Автор – Лев Вяткин.

Поделиться с друзьями:
загрузка...


Комментарии:
Нет комментариев :( Вы можете стать первым!
Правила: В комментариях запрещено использовать фразу 'http', из-за большого кол-ва спама
Добавить комментарий:
Имя или e-mail


Последние статьи:

Реклама:
Контакты администрации сайта :